Прикладываем лоскуток к лоскутку, лоскуток к лоскутку… Желтый и голубой – небо и солнце, красный и белый – любовь и невинность… Вот этот, темненький, - от бабушкиного платка остался, а эти, канареечные, – от цыганской юбки, что ночью с воза свалилась…
Возможно, так приговаривали крестьянки зимним вечером у свечи, коротая за рукодельем бесконечную русскую зиму. Или рачительные горожанки, экономя на новый наряд, собирали из разноцветных лоскутов теплые стеганые одеяла. Достоверно неизвестно, где и когда возникло лоскутное шитье. Скорее всего, зародилось это искусство почти одновременно во всех уголках земли, обжитых бедными, а потому экономными людьми.
А когда перестало оно быть оружием против нужды, то стало настоящим искусством - patchwork (пэчворк). Название рукоделию прижилось английское, так как именно прозорливые англичане разглядели в рациональном подходе к вещам высокую поэзию материального. При дословном переводе название распадается на две части: patch – кусочек ткани, заплатка, неправильное пятно и work – работа.
На Руси лоскутное шитье, лоскутная мозаика известны с древнейших времен, а первые письменные упоминания об умении создавать новые вещи из лоскутков относятся к ХI веку.
С чего начинать?
Лоскутное шитье – если только вы станете приверженцем этого искусства – позволит вам избежать страшного для каждой хозяйки момента – выбрасывания старых, ненужных или просто надоевших вещей. Даже самые мелкие лоскуты, обрезки, остатки пряжи найдут свое место в великолепных пейзажах, кухонных прихватках, уютных домашних подушечках, одеялах и… Список вещей можете ограничить лишь вы сами!
Первый этап – создание схемы.
В зависимости от того, что вы задумали, схему можно создавать двумя путями.
Первый путь подразумевает проработку схемы всего изделия – от центра и по всей площади. На бумаге вы вычерчиваете каждый элемент конструкции, можно и даже нужно надписать элементы – цвет, тип ткани (если разные ткани одного цвета) и т.д.
Второй путь – это вычерчивание схем отдельных фрагментов. Если фрагмент будет повторяться, то вам понадобится всего одна схема. Составление схемы зависит от того, в какой технике вы намерены выполнить свою работу.

Технику создания лоскутного изделия принято делить на множество видов. Основными среди них являются следующие:
- шитье полосами
- шитье квадратами
- шитье прямоугольными треугольниками, равносторонними треугольниками
- «Русский квадрат»
- шитье многоугольниками
- шитье на основе
- витражный способ
Вторым этапом изготовления пэчворка будет подготовка кусочков ткани. Все, что вы решили использовать, аккуратно отпарьте, при необходимости – простирайте. Только такая подготовка может служить гарантией качественного кроя, а затем и шитья.
После этого можно приступать к раскрою деталей. Новичкам лучше начинать с простых геометрических узоров, тем более что и «геометрия» при должном умении способна стать произведением искусства.
Давайте начнем с такого вида шитья, как «Русский квадрат».

Для этого шитья вам понадобятся:
- основа – лоскут, соответствующий блоку узора
- квадрат центра
- лоскуты – полосы
- лоскуты – уголки
Чтобы первая работа не превратилась в последнюю, настоятельно рекомендуем начертить схему действительной величины и вырезать шаблоны фрагментов.
Выкроив фрагменты, переходим к самому волнующему – сборке:
- закрепляем квадрат центра, располагая углы на диагоналях основы;
- по сторонам центрального квадрата пришиваем уголки;
- по сторонам получившегося узора пришиваем полосы;
- пришиваем уголки так, чтобы их основания были параллельны сторонам центрального квадрата
- повторяем нашивание полос и уголков столько раз, на сколько хватит нашего терпения, ткани и времени.
По окончании шитья не премините еще раз взяться за утюг – отпаренная, аккуратно отглаженная вещь способна «скрывать» некоторые недостатки своего кроя или шитья.
В небольшой статье не уместить Вселенную пэчворка, хоть она и собрана из лоскутов. Осваивайте ее не торопясь, сочетая изучение с рукоделием в прямом смысле этого прекрасного слова. Часто наши пальцы оказываются мудрее нас, и открытия и прозрения приходят во время кропотливой работы с живым лоскутом.
Если вдохновение поэта – на кончике пера, то вдохновение лоскутного художника – на кончике иглы…

Автор статьи: Марина (marinka8), биржа контента eTXT.ru.

(0 голосов)