Зарождение конструктивизма обычно относят к XX веку, и связывают с уже наступившим к тому времени кризисом модерна.  Развитие конструктивизма во многом спровоцировано этим кризисом, так как изысканные и, в тоже время, сложные для восприятия растительные мотивы, свойственные модерну, уже успели надоесть современникам, породив тем самым активные поиски новых стилей. В начале века кризис становится ощутимым, потому что модерн начинает активно вытесняться недавно появившимся конструктивизмом, для которого характерна эстетика практичности и здравого смысла. Это новое художественное направление  захватывает культуру европейских стран и находит отражение, как в искусстве, так и в промышленном дизайне, приобретая тотальную власть над дизайнерскими умами своего времени. Целесообразность и рационализм становятся основными китами конструктивизма, насаждая новую философию утилитарных форм, очищенную от подчеркнутого декоративизма модерна.
  
  Теоретиком модерна считают венецианца Адольфа Лооса, который в своих работах постоянно критиковал всякого рода излишества в промышленном и строительном дизайне. В искусстве начала XX века наступает эпоха «чистых» форм, когда предмет воспринимается с точки зрения своей функциональности, а не как предмет для эстетического осмысления. То есть дом, в первую очередь – дом, а мебель – мебель, удобная и практичная, обладающая простыми геометричными формами. Активно участвовали в развитии конструктивизма такие известные мастера, как Герман Матезиус, Анри ванн де Ведле, Петер Беренс, Вальтер Гропиус и др.
  
  Мебель в стиле конструктивизма отличается строго утилитарными формами, предельной функциональностью и простотой. Конструктивизм не признает никаких излишеств и красивых мелочей, в нем предметы мебели воспринимаются только с точки зрения их функции в жизни человека. То есть стул – для того, чтобы сидеть, шкаф – хранить вещи… если сравнивать конструктивизм с его предшественниками – ампиром и барокко, то отличительной чертой конструктивизма будет служить отсутствие в декоре помещений лепнины. Конструктивизм широко использует подсветку и встроенные ниши для создания неповторимых по своей строгости и лаконичности интерьеров. Основные черты этого стиля – легкость, функциональность и мобильность, но при этом работы в этом стиле не лишены подчас ярких неожиданных решений.
 
  Именно в период расцвета конструктивизма закладываются основы культуры современного предметовосприятия. Но поиски принципиально новой предметной среды и свежих художественных принципов, особенно в мебельном направлении, велись уже в рамках модерна. Дальнейшему их развитию помешала Первая мировая война. Творческая жизнь и художественные поиски в Европе замерли. Этого оказалось достаточно, чтобы произошел коренной перелом в восприятии искусства. Стало активно развиваться машиностроение и значительно усовершенствовалось техническое оснащение быта. Так как большое количество городов оказалось уничтоженным после войны, возникла необходимость в более совершенных промышленных технологиях и материалах. А также возникли новые методы строительства и массового производства.
 
  В разработку теории конструктивизма внесли большой вклад члены высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз», которая была создана в Германии  (Веймар) в 1919 году. В 1933 году эта школа исчезла по вине фашистов, которые посчитали ее «вредным культурным явлением». Руководителями школы считаются В. Гропиус, Х. Мейер и Мисс ванн дер Роэ.
   
   Основной мировоззренческий смысл конструктивизма заключается в отрицании необходимости каких-либо декоративных элементов любого изделия или здания. Конструктивизм утверждает ненужным любое излишество в элементах, в которых нет практического смысла и жестокой необходимости. Провозглашение этого крайне жесткого принципа созрело еще у  радикальных теоретиков модерна. Хенри ва де Ведле пытался найти в своих разработках и теоретических работах практичность форм и конструкций вещей. Он полагал, что прекрасное должно рождаться из художественных особенностей самих предметов, выразительности их формы, что конструкция вещи в своей сути заключает и декоративные свойства. Пожалуй, самый значительный вывод, который породили подобного рода исследования, заключался в появлении самого понятия  о «функции изделия», а позже о его усовершенствовании, что являлось важнейшей задачей проектировщика, характеризующей его творческий метод. Конструктивисты 20-30 годов считали, что нет никакой разницы в том, что проектировать: мебель, бытовые приборы, машины, здания, промышленное оборудование и т.д.
  
  Создание дизайна одежды они приравнивали к дизайну осветительной техники, или, например, посуды. По крайней мере, методы дизайнерских экспериментов были одни и те же для любого из направлений декораторского искусства. Голландский архитектор Г. Ритвельд создает новую модель кресла, которую называет «прибором для сидения». Кресло Ритвельда действительно представляет собой сложный прибор, состоящий из множества брусьев и функциональных плоскостей. Ритвельд хотел заменить традиционное понимание мебели, трактуя предметы обихода как  приборы, наделенные той или иной функцией. Французский архитектор Ле Корбюзье через несколько предлагает похожую идею, давая название уже всему жилищу – «машина для жилья». В практической деятельности конструктивистов оказывалось, вопреки их теории жесткой логичности и житейской практичности, очень много творчества. Но, наверное, без этого невозможно искусство как таковое, вне зависимости от того, к какому направлению причисляет себя художник. Очень важно для истории развития искусства в целом, что рационалистические поиски конструктивистами предельно функциональной формы дали толчок дальнейшим исследованиям в сфере функциональных возможностей вещей. Естественно, спровоцировали они и многочисленные эксперименты в создании мебели. Послужили мощным стимулом, для исследований в сферах технической эстетики, психологии и физиологии, а также медицины.
  Конструктивисты рассматривали конструкцию любого предмета как выразитель его художественной образности. Они обращали много внимания на исследования с сфере материала предмета, то есть пытались найти взаимосвязь между материалом предмета и его природной формой. Они использовали в своих эстетических экспериментах весь спектр конструкционных материалов, которые в наши дни применяются для создания современной стильной мебели. Они использовали пиленую, плетеную и гнутую ксилему, плоско- и гнутоклеенную фанеру, сталь, стекло, а также всевозможные виды ткани и кожу. Очень полезным и важным, в том числе и для современного дизайна мебели, являются их наработки в сфере специфики работы над разными материалами в конструировании мебели.
  
  Расцвет конструктивизма пришелся на начало тотальной и всесторонней демократизации жизни в Европе. Его развитие было спровоцировано этим процессом. А его методы пригодились для решения промышленных и строительных задач, которые ставило время. В режиме максимальной экономии, изделия должны были стать предельно доступными, в том числе и поэтому конструктивизм с его пропагандой простоты формы, шаблонностью изготовления деталей и возможностью воспроизведения мебели в промышленных масштабах, занял лидирующее положение по сравнению с другими эстетическими направлениями своего времени, а вскоре и напрочь их вытеснил. В условиях жесткой нехватки жилого пространства (процветает, так называемое малогабаритное жилье), конструктивизм предлагает уменьшение размеров изделий, а так же входят в моду многофункциональные трансформирующиеся изделия. Для этого же в производстве мебели начали применять металлические каркасы (особенно в стульях и креслах, а также гнутоклееную фанеру. Именно в это время впервые появляются разработки детской мебели с учетом ее особых форм и конструктивных особенностей, а также потребности детей видеть в предметах мебели в первую очередь игрушку, а уже потом практическую пользу. Самые известные и общепризнанные мэтры конструктивизма того времени – Мисс ванн дер Роэ, Ле Корбюзье, Г. Рунге и др., создали примеры мебели, воплощающие идеи последовательного конструктивизма, можно сказать, его классики.
  
  Они трактовали конструкцию, как средство создания максимального комфорта при использовании той или иной вещи, и. в то же время, простоты и скорости ее изготовления. Соответствие требованиям времени воспринималось не как эстетическая задача, а как причина максимального удобства такой мебели. Основная линия конструктивизма получила название в истории искусства – функционализм.
  
  Деятельность двух финских архитекторов Э. Сааринена (романтический конструктивизм) и А. Аалто развивалась в этом направлении. Последний, очень много и продуктивно работа в 30-х годах над созданием простой и функциональной мебели для промышленного производства. Аалто считается первопроходцем в постановке и решении проблемы экологии среды обитания, в психологической ее составляющей. Он пропагандировал естественность в дизайне интерьеров, призывал создавать интерьеры. Которые бы напоминали природный ландшафт по своим текстуре, цвету и формам. Излюбленным его материалом считается гнутоклееная фанера.
 
  С легкой руки конструктивистов началось тотальное преобразование большинства крупных европейских городов. А во второй половине XX века архитекторы и дизайнеры продолжили их начинания. Конструктивизм, несмотря на широкое его распространение, не сразу завоевал благосклонность не только производителей, но и потребителей мебели.
  Еще долгое время выпускалась мебель в традиционных стилях неоклассицизма, необарокко, неороккоко, свойственных для XIX века. Конструктивизм,  изначально, как и все новое, воспринимался как эпатаж, или, по меньшей мере, чудачество. Это послужило почвой для многочисленных попыток искоренения этого стиля консерваторами. Кроме того, рынок труда того времени не мог предоставить достаточное количество специализированных работников, тем более творческого характера. Большое количество мебели разрабатывалось людьми, так сказать околодизайнерских профессий: архитекторами, живописцами, деятелями декоративного и прикладного искусства.
  

  Постоянный интерес конструктивисты проявляли, пожалуй, только к мебели для сидения, и различного назначения столам. Это связано с тем, что «мебель для сидения» наиболее востребована во все времена и вне зависимости от моды. Кроме того предметы мебели подобного рода позволяют экспериментировать конструктивистам до бесконечности, так как позволяют весьма серьезным образом менять облик предмета, без потери им функциональности. С другой стороны, здесь возможны многообразные вариации и сочетания материалов, подчас даже самых неожиданных. Конструктивисты отмечали особую роль стула в интерьере. Они отдавали ему пальму первенства среди других предметов интерьера и считали, что именно от особенностей дизайна, конструкции и расположения стульев нужно отталкиваться, продумывая дизайн помещения и особенности его предметной среды.
  Конструктивисты стремились облегчить интерьер, сведя к минимуму мебель, предназначавшуюся для хранения вещей. Различного рода шкафы и комоды все меньше и меньше выполняли какую-то эстетическую функцию в интерьере. В конце концов, конструктивисты придумали, как отвлечь внимание от громосткой мебели для хранения вещей. Они начали встраивать шкафы в стенные проемы, размещать по несколько шкафов подряд, так что они смотрелись как единая стена и практически не привлекали внимание.
Именно в это время возникает понятие «стенки из шкафов». Тенденции конструктивизма в Англии и США заняли такие крепкие позиции, что производство отдельных шкафов в этих странах свелось к минимуму, так что желающим иметь такую «устаревшую» мебель приходилось заказывать ее из Европы или покупать подержанную мебель у антикварщиков.


   В это же время активно сокращается производство столов для письма. Весь некогда широкий их выбор ограничился обыкновенным письменным столом, зачастую даже не отдельностоящим, а встроенным. Конструктивистский интерьер очень напоминает современный, с типичными для него «стенкой», встроенной мебелью и отсутствием кровати. Кровать могла просто напросто отсутствовать в конструктивистском интерьере. Вместо нее присутствовало некое подобие кровати, встроенной, например, в шкаф. Или диван трансформировался на ночь в большую ковать, а днем играл роль мебели для сидения. Происходит переосмысление конструктивных особенностей вообще всей мебели. Дизайнеры ведут активный поиск новых форм существования давно уже привычных нам предметов, под другим углом посмотреть на возможности их формы, а также пытаются сделать их менее громосткими за счет возможности их трансформации.
  
  Конструктивизм, безусловно, является первым в истории материальной культуры экспериментом такого рода и размаха. Но при всех несомненных достоинствах этого направления, есть и ряд отрицательных черт. Например, с трудом происходило взаимодействие проектирования совершенно нового типа вещей и их реального производства. Зачастую это было связано с осень сложной конструкцией мебели, что усложняло производственный процесс, увеличивало продолжительность сборки, но, главное, не удовлетворяло потребности населения в доступной мебели. Часто конструкция того или иного предмета мебели оставалась более чем нерациональной, а, иногда и просто неоправданно вычурной, вопреки теоретическим положениям конструктивистов и их вечному стремлению к простоте и практичности.
   
  Архитектурные проекты конструктивизма отличаются простотой и четкой логикой форм, тогда как при создании предметов мебели можно наблюдать абсолютное смешение самых разнообразных форм, полную геометрическую сумятицу. Отказавшись в теории от декоративности, конструктивисты все же обращаются к ней, причем она достигает в их работах высокой степени изощренности. Преувеличение роли конструкции предмета приводило конструктивистов к созданию неудобных, подчеркнуто кричащих вещей, вызывающих неоднозначные чувства. С одной стороны яркой новизны. С другой - осознания полной бесполезности и алогичности. Конструктивисты рассматривали образность предмета пока только с точки зрения новой эстетики, но совершенно не учитывали особенности производства подобных вещей и, тем более, их потребления.  Поэтому конструктивизму свойственна стилистическая и идейная пестрота, а также смешение всевозможных стилей. В связи с этими же особенностями в стиле присутствовало много псевдоконструктивистских элементов.
  В мировом дизайне и по сегодняшний день нет четкой определенности со стилями. Но можно проследить явные конструктивистские тенденции 20-30 годов, что отражается в особой теоретической основе (технической эстетике) и практике промышленного дизайна... Вполне возможно, что влияние конструктивистских тенденций на современный дизайн продлится еще достаточное количество времени, так же, как и то, что рамки конструктивизма уже не смогут удовлетворить все больше растущие потребности современной дизайнерской фантазии. Нерешенным остается в наше время с определением главенствующего стиля в современном дизайне. И существует ли вообще этот стиль? Возможно ли в современном необузданном искусстве провести какие-то рамки и четкие разграничения стилей. Не уместно ли говорить о наличии в современной культуре, так называемого «единого стилевого процесса». С другой стороны, не менее значимую роль в развитии современного дизайнерского дела играют всякого рода стилизации. По сути, современное искусство – это микс из всех известных в истории направлений и стилей, лишь одним из которых является конструктивизм, но вот в создании практичной мебели, многие формы которой используются до сих пор у него несомненная пальма первенства. Стандартную квартиру просто невозможно представить без какой-нибудь «стенки», диван-кровати и стола-трансформера, а ведь когда-то это были лишь смелые дизайнерские эксперименты.
   
  Современный дизайн заключает в себе многие черты, характерные для эстетики конструктивизма. Самым ярким из которых, безусловно, является расчет на особенности производства с использованием высоких технологий, частично или полностью механизированный процесс труда. Очень активно заимствуется современными дизайнерами эстетическая система постантичной эпохи. Многочисленные вкрапления в излишне технизированный современный интерьер античных колонн или барельефов, можно назвать одним из характерных признаков современного дизайнерского искусства. В последнее время мода на всевозможные стилизации в создании интерьера особенно затронула египетскую, китайскую и африканскую тематику. Широко используется в деле декорирования помещений мебель, мелкая пластика, и характерная цветовая палитра этих культур. Широко практикуется смешение в одном интерьере элементов разных культур, что стирает границы национальной принадлежности той или иной вещи или сочетания цветов и делает дизайн по-настоящему универсальным инструментом тотального поликультурного синтеза.

Соколова Екатерина

Денис

Замечательная статья!) Оказалась очень полезной для курсовой работы. Спасибо)

6 февраля в 09:02