Франция, как истинная законодательница мод во всех направлениях, в XII веке представила миру новый стиль – стрельчатый, временами ошибочно причисляемый к зачаткам известной готики. Само собой, веяния, получившие признание во Франции, быстро становятся популярными и в других странах Западной Европы. Что и произошло с новым готическим стилем, быстро распространившимся по соседним европейским странам и господствовавшим там вплоть до начала XV века. Как правило, появление новых течений в архитектуре всегда привлекает большой интерес публики, так как данные новшества, даже после некоторого угасания интереса к тому или иному течению, остаются на века, воплощенные во всевозможных зданиях и памятниках.

Не менее интересно влияние готического стиля на производство мебели, ведь последняя играет огромную роль в жизни человека и в будни, и в праздники. Поэтому не удивительно, что стремительно завоевывающий умы творцов и потребителей готический стиль нашел свое отражение и в мебели того периода.

В чем же заключаются главные отличия готической мебели? Прежде всего, нельзя не заметить, что предметы мебели в этом стиле  имеют простые формы и стремительный облик, выглядя при этом невероятно изящно и изысканно. Украшения с применением элементов растительной тематики и различных орнаментов придают работам легкость и удивительную натуральность. В более поздний период средневековья для придания торжественности и роскоши на поверхность мебели нередко наносились позолота и высокохудожественная живопись.

Разумеется, что для создания такой красоты усилий одного плотника да кузнеца недостаточно – тут требуется объединение мастерства и слесарей, и столяров и резчиков. Впрочем, требовала этого и сама технология изготовления конструкций новомодной мебели: вместо применявшегося ранее метода соединения различных конструктивных элементов при помощи шпонок и заклепок, эпоха готики диктует новые правила - соединение каркасов «в лапу». Стоит отметить, что присутствие ярко выраженной резьбы часто встречается и на филенках, применявшихся при изготовлении остова. Существует теория, что это связано с воздействием исторических событий, когда жителями городов велась активная борьба по избавлению от феодального гнета. Объемную резьбу по дереву применяют в качестве основного декоративного приема, украшая ею разнообразные поверхности мебели: от различных стенок до фасадов ларей и сундуков (которые украшались также и скульптурной резьбой). Помимо растительных элементов, за основу мотивов резьбы брались применяемые варианты декора на каменных зданиях, решетках и орнаментах оконных переплетов эпохи царствования готики. Не менее популярным был плоский узор в виде куска полотна или пергамента, уложенного складками, края поверхности которого украшались орнаментом, напоминавшим кружево. По сохранившимся до наших дней образцам готической мебели можно сделать вывод, что такой орнамент был очень любим Скандинавией, Фландрией, Англией, Германией и Францией. Упомянутая позолота на деревянной мебели и ее окрашивание появились уже в позднем периоде готики.


 


Значение готической резьбы в истории сыграло роль и в последующем изучении геральдики.  Каждый знатный род имел свой знак отличия - герб, и при изготовлении мебели на заказ представители «благородных кровей» просили мастеров изображать на ней узоры, встречающиеся на гербе семейства.

Если рассматривать конкретные предметы мебели, то готическое кресло основано, как ни странно, на форме обычного сундука. Оно дополнено глухими подлокотниками и такой же глухой и нарочито высокой спинкой. Характерным признаком готических кресел является присутствие угловых стоек (круглой или многогранной формы). Каждая деталь конструкции кресла неизменно украшена резьбой, как правило, традиционно растительными и архитектурными элементами. А на верхшине спинки кресла, как правило,  красуется герб.

Скамьи, собиравшиеся в ту эпоху, практически не отличались от кресел. Единственной особенностью являлась длина их сиденья.  Самьи делались очень длинными, и так же, как кресла, снабжались тонкими резными спинками. Учитывая назначение, скамьи зачастую украшали навесами–балдахинами, которые крепились при помощи разнообразных флеронов, шпилей и стоек.
Интересно, что основа современных шкафов на ножках – пресловутый сундук. А знаете ли вы, что история самого шкафа-поставца, быстро ставшего невероятно популярным, начинается именно во времена готического стиля. Дизайн шкафов все время менялся. Поначалу их поставили на четыре ножки, которые в дальнейшем соединила цельная рама. На этом преобразования не закончились -  ножки и раму стали обшивать досками, получив дополнительную полку в нижней части шкафа; сверху на шкаф навешивались простые или откидные двери. В верхней части шкафа было принято хранить серебряную посуду, а в нижней – медную.

Не обошлось и без излюбленных в то время балдахинов: нередко они водружались над горкой с навесом над верхней частью шкафа. Учитывая частичное пересечение различных стилей, горки той эпохи выполнялись со стрельчатыми сводами. Все детали шкафов и горок, от столбиков-подпорок до филенок, также украшались богатой резьбой, а на дверцы врезались замки и петли причудливых форм.
 


Период, когда готика достигла своего максимального расцвета - XV век – подарил человечеству большие четырехдверные шкафы. Эти шкафы, в отличие от своих предшественников, были полностью закрыты, а расположение горизонтальных полок в средней части шкафа можно было при необходимости регулировать (опускать или поднимать). К двум центральным дверцам добавляются несколько дополнительных дверок снизу и сверху. Позднее удобство этого вместительного предмета мебели было увеличено за счет появившихся многочисленных выдвижных ящичков.

Как и сегодня, в средние века трудно представить себе жизнь без добротного стола. Этот предмет мебели является, пожалуй, единственным, чей внешний вид и конструкция практически не изменились со времен романского стиля. Влияние готики привнесло свои положительные изменения в конструкцию данного предмета мебели: функциональность повысилась за счет заполнения полками и выдвижными ящиками пространства под столом, а эстетичность – благодаря украшению резьбой на боковых стенках стола. Новым явлением стало выполнение проема в середине стола в виде одинарного или двойного окна, деревянные филенки которого причудливо переплетались.


Где-то в середине периода эпохи расцвета готического стиля Франция становится центром по изготовлению мебели, во многом благодаря обширным лесным массивам с высококачественной древесиной. Изобретательность французских готических мебельщиков, по сравнению с другими странами, удивляет большим количеством видов мебели и ее функциональностью: это и разнообразные шкафы-поставцы, лари и ящики, столы и стулья. Но свою лепту внесли и итальянские мастера, изобретшие ближе к 15 веку складной стул, конструкцию которого составляли пересекающиеся между собой изогнутые или прямые планки и ножки  в форме ножниц.

Время неумолимо летит вперед и вносит свои коррективы в окружающую жизнь, но даже в наше время можно увидеть грациозные и таинственные современные готические здания. Безусловно, не поспоришь с истинной красотой и величием этого стиля, но нельзя также не отметить силу и мрачность дизайна интерьеров, выполненных в готическом стиле. Наши современники, ценители готического стиля,  утверждают, что французская готическая мебель, отличающаяся особым изяществом и гармонией пропорций, – верх совершенства. Следует учитывать, что готический стиль интерьера будет превосходно смотреться при условии высоких потолков в квартире (доме). Однако если высоких потолков нет, а желание оформить интерьер по всем правилам готики есть, это становится возможным, следуя соблюдению простых правил пропорций. Даже типовая квартира может предстать совершенно в новом, необычном виде, и чтобы не ошибиться с выбором интерьера, оптимально соответствующего вашему стилю и укладу жизни, рекомендуем предварительно просмотреть фотографии с примерами дизайна готического стиля.